МАГИЯ АРХИТЕКТУРНОГО СТЕКЛА
Витражи – декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Их используют так же, как стильное произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.
История витража
![](img/5_1.jpg)
Слово «витраж» происходит от латинского «vitrum», что переводится как «стекло». Эта декоративная техника была известна тысячелетия назад. Остаткам древних витражей в Африке около пяти с половиной тысяч лет. Известны европейские витражи, найденные в Риме, которым более двух тысяч лет. Египтяне использовали кусочки цветного стекла для наборных мозаичных полотен. В VI веке нашей эры цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней, потому витражи ценили необычайно высоко. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Цветовая палитра была весьма скудной: красные, синие, бесцветные стекла, скрепленные свинцовой протяжкой. Детали привносили росписью. Лучшие образцы готической архитектуры, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Таковы всемирно известный собор Notre Dame de Paris, величественные храмы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В эпоху поздней, так называемой пламенеющей, готики в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной.
В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в средние века витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Уже позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Они были, как правило, однотонные. Произошли изменения и в сюжетах. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты и даже куртуазные сцены.
Последующие эпохи утратили интерес к витражу. Он вновь приобрел популярность лишь в позапрошлом веке. Но подлинный расцвет этой техники пришелся на арт-нуво (конец XIX – начало XX века). В это время витраж возрождается как вид монументальной живописи и становится объектом творчества Френка Ллойда Райта, Чарльза Ренни Макинтоша, Пауля Клее, Пита Мондриана, Анри Матисса и Марка Шагала. А когда Луи Комфорт Тиффани и его компаньон Ля Фарж разработали новые оттенки стекол и изобрели иной способ крепления кусков стекла в витраже, так называемую технологию «Тиффани», витражами стали декорировать плафоны люстр, бра, ширмы и столешницы.
На Руси цветное стекло не было столь популярно, хотя эта техника и была известна. Фабрики по выпуску витражей появились в России лишь в XVIII веке благодаря М.В.Ломоносову. В XIX веке витражи встречаются в декоре светских и церковных зданий: панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы «Астория».
Кажется, время не властно над необычной красотой наборного художественного стекла. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом, уникален, долговечен и дорог. И для его создания используют весь арсенал технических и стилевых возможностей.
Техники создания витражей
К XXI техника оформления композициями из художественного стекла стала более совершенной и сегодня широко применяется в интерьере и экстерьере. Итак, если у вас возникло желание включить в оформление квартиры или дома витраж, стоит разобраться с технической частью. Тем боле, что от этого зависят его декоративные возможности и цена. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивее и эффектнее витраж. Роспись в классическом витраже выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы.
В витражах «Тиффани» каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивают друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса существенно расширил применение таких декоративных изделий. Помимо классических, существует несколько современных методов изготовления витражей. Один из них – по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Это дает возможность использовать такой витраж в стеклопакетах и применять наряду с силикатным и акриловое стекло. Это значительно снижает вес конструкции, позволяет обыгрывать вид из окна с помощью полупрозрачного рисунка и создавать любую пластику линий. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.
Суть технологии «фьюзинг» («спекание») заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хай-тека. Cуществует также технология «кастинг», известная у нас как «муранское стекло». В этом случае для отливки витражей используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.
Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевле предыдущих, как правило, в два-три раза. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны и не доставят той феерии радости и света, какую подарят настоящие.
Возможности витражей в интерьере
![](img/4_5.jpg)
Благодаря своей светопропускающей способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет найти необычные цветовые решения при оформлении интерьеров.
Возросли и функциональные возможности витража. Наряду с привычной задачей заполнения проема все чаще встречаются примеры, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений – в виде панно или сплошных плоскостей.
Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением. Готика и модерн, рококо и классика, хай-тек и минимализм – не существует стиля, в котором нельзя было бы использовать витраж. Художественное стекло легко вписывается и в готовый интерьер, объединяя цвет, свет и форму, подчеркивая своеобразие помещения. Какие бы варианты витражного декора вы не предпочли, важно, чтобы панно цветного стекла стало частью интерьера, органично существовало в нем, соответствовало стилю и гармонично взаимодействовало с другими материалами: деревом, металлом, камнем ит.д.
Текст: Анастасия Фролова. Журнал «СтройПАССАЖ», №7, июль 2004
Москва, т/ф: 8-916-121-31-61, 8-985-567-07-37
ВИТРАЖИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ
Витражи для дома, дачи, офиса.
Витражи для потолков, дверей, оконных проемов, межкомнатных перегородок.
А так же разнообразные предметы интерьера из стекла, выполненные с применением различных витражных технологий:
зеркала, светильники, журнальные столы, настенные часы, декоративные композиции и сувениры.
Copyright © 2022 Витражная мастерская «Стеклянный человечек»
Авторские права защищены. Никакая часть публикации не может быть использована без предварительного разрешения владельца авторских прав. Витражи для дома. Витражи для офиса.